Андрей Лучков (andreilu) wrote in nauka_yaru,
Андрей Лучков
andreilu
nauka_yaru

Categories:

Психологические затруднения при решении абстрактных задач (А. Р. Лурия)

В нашем клубе было опубликовано несколько классических, но не совсем элементарных задач. И каждый раз оказывалось некоторое количество людей, утверждающих, что эту задачу решить нельзя из-за недостатка условий и на этом основании пытающихся решить какую-то другую задачу, с другими условиями. Причём эти люди обычно оказывались агрессивны и обвиняли всех - и кто предложил задачу, и тех, кто её решает, в невежестве.

Оказывается это давно известная в психологии вещь.


В начале 30-х годов XX века основоположник нейропсихологии и нейролингвистики А. Р. Лурия изучал мышление неграмотных (не посещавших школу) узбекских крестьян.

Оказалось, что: «Группа наших испытуемых, живущих условиях отдалённых кишлаков и не испытавших формирующего влияния школьного обучения, оказалась не в состоянии приступить к решению даже наиболее простых из предложенных им задач.

Предупреждение: статья не имеет националистического или иного (негативного) уклона, данные в ней — лишь научные факты о конкретном проведенном исследовании.

Причиной этого были не трудности в непосредственных счётных операциях (с ними эти испытуемые справлялись достаточно легко, применяя специальные конкретизирующие приёмы).
Основное затруднение для этой группы испытуемых заключалось в том, чтобы, взяв за основу условие задачи, абстрагировать это условие от данных побочного практического опыта, провести рассуждения в пределах замкнутой логической системы и получить нужный ответ не из наглядного практического опыта, а из системы рассуждений, которые определялись логикой условия.

Как правило, эти испытуемые отказывались от того, чтобы выполнить требуемые условием формальные логические операции, ссылаясь на отсутствие собственного опыта, и прямо обращались к догадкам, не вытекавшим из условия задачи.
Иногда они вносили новые, не включённые в задачу, практические условия, и вместо подлинного решения задачи у них возникали рассуждения, протекающие в плане привлечения наглядного практического опыта, а не в плане логической системы, определяемой условием задачи.

Такое замещение условия задачи воспроизведением наглядной практической ситуации и рассуждения вне условий задачи можно было видеть в тех случаях, когда условие задачи вызывало сколько-нибудь заметные сложности.
Это возникало в тех случаях, когда вместо привычных и наглядных операций испытуемому давался менее привычный вопрос, например, о том, сколько времени потратит человек, если он идёт с такой скоростью, или вместо более привычного вопроса (на сколько километров дальше или ближе пункт X) им ставится более абстрактный вопрос, во сколько раз пункт X ближе, чем пункт Y, или во сколько раз быстрее можно его достигнуть.

Выход за пределы условия задачи может быть вызван любым затруднением операций, требующих предварительной ориентировки в замкнутом условии задачи, или необходимостью найти какие-либо вспомогательные логические операции для её решения.
Во всех этих случаях испытуемые сразу же выходили за пределы условия задачи и обращались к наглядным, конкретным рассуждениям, которые носили характер практических соображений, а вовсе не формальных, вербально-логических операций, ограниченных условием задачи.

Если условия соответствуют реальности, они принимаются; если условия расходятся с реальностью, самое допущение таких условий становится невозможным, и испытуемые продолжают оперировать в конкретном практическом плане, деформируя задачу соответственно реальным условиям или вообще игнорируя данные им условия задачи и фактически продолжая полноценно выполнять не «условную» задачу, а конкретную задачу, которую они решают в практическом опыте.

Всё это наглядно показывает, что формальная операция процесса решения задачи представляет для испытуемых описанной группы значительные, иногда непреодолимые трудности.
Всё это становится понятным, если вспомнить, что все процессы мышления протекают у них на уровне наглядно-действенной практики, а, следовательно, имеют не только иное смысловое значение, но и иную психологическую структуру».

Попытки заменить абстрактное и непонятное на конкретное и привычное десятки раз наблюдались при решении нестандартных (!) задач специалистами с высшим образованием! Так что проблема имеет довольно глубокие корни и является барьером к творческой деятельности.

Источник: Лурия А.Р., Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование, М., «Наука», 1974 г., с. 125-126 и 136
Tags: задачки, психология, решение задач
Subscribe

  • Задача про крысу на верёвке

    На весах уравновешена банка с водой, в которой плавает водяная крыса. Со штанги, укрепленной на другой чашке весов, свешивается веревка, касаясь…

  • Задачка на равновесие

    Интересно, остался ли в клубе кто-нибудь? Раньше задачки вызывали некоторое оживление... Итак, задачка. В обычной лаборатории на одной из чашек…

  • Генетическая память меда. Эксперимент.

    Оригинал взят у cergey_p в Генетическая память меда. Эксперимент. Уже не раз слышу утверждение, что мед, если на него сверху налить воды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments